Бонус!

При закрытии 1-й вакансии,
предоставляется скрининг резюме
на 2-ю вакансию бесплатно.

Звоните!

Контакты

Адрес: Санкт-Петербург, Невский пр., д. 139 

E-mail: info@personal812.ru

Тел.: (812) 330-36-93;

skype: personal812                           

 

Рекрутер, кадровик, «HR»: найдите 10 различий.

14.02.2014

 

     Рекрутер должен хорошо ориентироваться в тонкостях работы тех кандидатов, которых он подбирает. Этим объясняется часто встречающаяся специализация рекрутинговых агентств в какой-то определенной сфере.  Предпочтительно  также, чтобы рекрутер знал не понаслышке...

В начале общения — для достижения полного взаимопонимания — следует четко оговорить, какие термины, в каком значении мы будем использовать в разговоре. Посредничество, к которому работа специалиста по персоналу имеет самое непосредственное отношение, грешит стремлением прикрываться множеством словесных масок, названий, понятий. Для откровенного и эффективного общения необходимо разобраться с этим нагромождением — с чем-то расстаться, что-то принять, в общем, объясниться.

На смену, казалось бы, устоявшейся в русском языке терминологии, очевидно не выдержавшей испытания временем, пришла новая. Вместо привычных «кадровик», «зам. по кадрам», «директор по кадрам» сегодня все чаще используются понятия «рекрутер», «менеджер по персоналу», «управляющий персоналом», а также «эйч-ар» — термин, представляющий собой русскоязычную транскрипцию английской аббревиатуры HR (human resources), то есть «человеческие ресурсы». Пожалуй, содержание этого термина наиболее гуманное из всех приведенных наименований, к тому же — и самое объемное.

Что означает термин «кадры»? «Большая советская энциклопедия» предлагает следующее определение: «Кадры — основной (штатный) состав высококвалифицированных работников предприятий, государственных учреждений и общественных организаций». А как вы понимаете смысл слова «кадровик»? Пожалуй, в традиционном представлении любого взрослого человека, имеющего опыт самостоятельного трудоустройства, это серьезный работник кадрового отдела, насквозь пронизывающий вас своим суровым взглядом, красноречиво говорящим: «Зачем вы сюда пришли? Надеетесь устроиться и получать наши деньги, не работая? Бить баклуши вам не удастся!» Почему-то кадровики, даже в ущерб своей первой обязанности — найти кого-нибудь на вакантное место, — предпочитают функцию «отшивать»: «Вы нам не подходите!» Так уж сформировалось это племя за долгие десятилетия торжества административно-командной системы. Кадровик привык слепо следовать инструкциям сверху. Его мало интересует информация, поступившая от кандидатов или уже набранных работников, как, впрочем, и прогрессивные технологии, касающиеся его профессии. Скажете, суждение слишком жесткое? Справедливость такого определения, возможно, не стопроцентная, но мы ведь договариваемся о терминах, значит, нам необходимо четко обозначить границы понятий.

Рекрутинг, или рекрутмент (как уже совсем на английский манер называют порой такую работу), — это наем работников по заказу, то есть оказание независимой структурой платных услуг по подбору персонала для фирмы-работодателя. Рекрутингом занимаются специализированные компании по трудоустройству — рекрутинговые и кадровые агентства (здесь знак равенства!). Иногда рекрутмент называют консалтингом (любят у нас англицизмы!), консультационными услугами. В конечном итоге, задача рекрутера — отыскать, заинтересовать (мотивировать), иногда — соблазнить и переманить кандидата на предложенную заказчиком позицию.

Рекрутер должен хорошо ориентироваться в тонкостях работы тех кандидатов, которых он подбирает. Этим объясняется часто встречающаяся специализация рекрутинговых агентств в какой-то определенной сфере. Предпочтительно также, чтобы рекрутер знал не понаслышке ту область деятельности, для которой подбирает персонал, и сам был бы представителем этой сферы: нельзя охватить необъятное, лишь знания особенностей профессии позволят распознать профессионала.

Как правило, рекрутинг включает решение четырех основных взаимосвязанных задач:

  •  поиск кандидатур;
  •  оценка и отбор;
  • формирование мотиваций у отобранных кандидатов;
  • адаптация — то есть включение новых сотрудников в трудовой процесс.

Последняя позиция перечня нуждается в уточнении. Солидные рекрутинговые агентства дают своего рода гарантии — готовы рассмотреть варианты и разрешить ситуацию, когда предложенный ими сотрудник не смог «вписаться» в бизнес-процесс работодателя. Однако чаще всего работа рекрутера заканчивается предложением работодателю нескольких вариантов кандидатур, наиболее соответствующих заявленным требованиям.

Помимо собственно подбора персонала, специалисты в области рекрутмента могут заниматься и смежными вопросами:

  • мониторингом уровня зарплат различных специалистов;
  • подготовкой специализированных документов — контрактов, должностных инструкций;
  • проведением аттестации специалистов — своего рода аудитом человеческих ресурсов предприятия.

Иногда под рекрутингом понимается вербовка (в том числе массовая), или набор, так называемая «трудовая мобилизация» (подобную деятельность можно назвать своеобразным «отловом специалистов сетью с мелкими ячейками»). Такой рекрутмен нередко сводится к простейшему набору рабочей силы, без анализа способностей, без определения дотошного соответствия запросов работника и работодателя и без последующего сопровождения набранных работников, их развития или высвобождения под новые, более продуктивные силы. Как тут не вспомнить первоначальный смысл слова «рекрут» — «лицо, зачисленное на военную службу по найму или по повинности», немецкое rekrut.

Но высшая ступень рекрутмента — это хедхантинг (опять англицизм!). Дословно — «охота за головами». Так называлась на Диком Западе система поиска и захвата беглых преступников силами вольных любителей приключений в ту пору, когда собственных сил национальной безопасности было для этого недостаточно. Мрачный юмор в переносе названия на вполне конструктивную сферу трудоустройства только подчеркивает, насколько важной может быть эта задача и насколько неразборчивыми в методах могут быть люди, ее решающие.

Хедхантинг практикуется не только специализированными агентствами по найму, не только внешними рекрутерами. Это очень яркая и модная сегодня технология, о которой позже мы обязательно поговорим подробнее.

HR («эйч-ар») — вот какой термин все больше набирает популярность! И вполне обоснованно. HR — это хороший кадровик, без «родимых пятен» социализма, специалист по всему спектру проблем, связанных с персоналом. Он занимается набором, то есть рекрутингом, и отбором, следовательно, выступает в ипостаси традиционного кадровика. HR делает еще тысячи других вещей, которые, кроме него, не делает никто. А именно:

  • сопровождает персонал, обеспечивая его обучение, соответствие стандартам, повышение квалификации, взаимодействие со средой профессионалов;
  • отслеживает внутреннюю миграцию персонала — карьерный рост, переобучение;
  • подготавливает замену неэффективного персонала более продуктивным;
  • занимается тимбилдингом, организацией досуга и сплочением коллектива;
  • разрабатывает многочисленные вариации мотивационных систем — а это уже касается каждого.

 


 Другие статьи